
Современная фарфоровая мануфактура: взгляд изнутри
Казалось бы, что может быть общего у политики и hand-made вещиц? В реальной жизни мы с вами «подружить» их не сможем. Мы – нет, а вот Ольга Хейфиц, руководитель фарфоровой мануфактуры, в прошлом – телеведущая и журналист, – легко это делает. Совершенно не удивительно, что Ольга, в роду которой было 3 поколения художников, предпочла обучение в Суриковке (знаменитом художественном училище), а затем и творчество в ремесленной мастерской, работе в СМИ, и тем самым продолжила семейную династию.
Талантливый человек талантлив во всем
Ольга не только отлично разбирается в публицистике и искусстве, но и обладает превосходными качествами мудрого руководителя. Досконально изучив технологию производства, бизнес-вумен сделала вывод, что громадное производство (не важно, российское или европейское) будет не рентабельным и организовала небольшую мастерскую – фарфоровую мануфактуру с истинно советским названием «Рупор». Ее специализацией стал агитационный фарфор 20-х годов и послевоенная жанровая порцеляновая пластика. Теперь, каждый день, начиная с 2010 года, Ольга и ее помощники (художники и гипсомодельщики – настоящие мастера своего дела, которые «собирались» несколько лет) возрождают несправедливо забытые традиции времен СССР и «пишут» современную историю, воплощая ее в фарфоре.
«Ох, и сложная это работа…»
Изготовление скульптур, пусть даже не больших, – процесс длительный, занимающий как минимум 1,5 месяца (что является огромным сроком для нашего времени сверхвысоких скоростей). Производство полного цикла включает в себя следующие этапы:
- разработку идеи:
- ее воплощение на бумаге или в пластилине;
- утверждение концепции;
- подготовительные процессы:
- работу над моделью (процесс очень ответственный, который должен учитывать, что размеры пластилинового прототипа и обожженного изделия отличаются друг от друга на 15-17 %);
- изготовление гипсовой копии, отработку мелких деталей;
- отливку всех составляющих из гипса;
- изготовление формы;
- основные процессы:
- заливку жидкого фарфора в форму и получение деталей;
- сбор их в единое изделие;
- «утильный» (первичный), а затем — высокотемпературный обжиг;
- покрытие глазурью;
- роспись.
«Свой почерк»
Первыми работами фарфоровой мастерской были социальные фигурки олигархов в красных и малиновых пиджаках, молодежи с мобильниками, челночников с характерными клетчатыми сумками, оригинальные тарелки. Теперь жаровая пластика стала визитной карточкой мануфактуры, работы которой ценятся искусствоведами Российской академии художеств, музея «Царицино» и не только.
Ассортимент предприятия постоянно увеличивается: каждый мастер «Рупора» вносит свои идеи, которые воплощаются в новых произведениях и сериях, таких, как:
- «История игрушек» с пупсами, мишками, зайцами и лошадками – копиями традиционных мягких игрушек советских времен;
- «История искусства» и вариации на тему статуи Венеры;
- «Восток» с силуэтами монахов и бойцов в характерных позах;
- «Подарки» с оригинальными фигурками основных модных трендов нашего времени и др.
Все вещицы серий – уникальны и неповторимы. В любую даже самую маленькую статуэтку мастера вкладывают свою душу, тепло и любовь, которых так не хватает в фабричных изделиях. Именно эти произведения становятся предметами коллекционирования и семейными реликвиями.